Закон «О виртуальных активах»
Современное состояние технологического развития привело к возникновению новых объектов гражданских прав, которые фактически находятся в обороте, но за пределами правового регулирования. Ими стали виртуальные активы, которые привели к возникновению новой части общественно-экономической жизни государства. В пояснительной записке к законопроекту «О виртуальных активах», законодатель отметил, что рынок виртуальных активов сформирован и существует уже пять лет. Следовательно, возникает потребность в его легализации, целью которой является банковское обслуживание участников рынка крипто валют, возможность декларировать и платить налоги, получать юридическую защиту в случае нарушения прав.
Вышеупомянутый законопроект уже принят, поэтому целесообразным будет проанализировать его положения через призму международного опыта
ЗУ «О виртуальных активах» идентифицировал их как объекты гражданских прав. В частности владелец крипто валют имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими, при этом содержательное наполнение таких правомочий очень ограничено и включает только передачу прав собственности на виртуальные активы. Например, крипто валюту можно наследовать, дарить, пожертвовать и тому подобное. Кроме того Закон содержит оговорку, что виртуальные активы не являются платежным средством на территории Украины и их нельзя обменять на товары / услуги, то есть возможность бартерного обмена запрещена.
Международный опыт регулирования виртуальных активов
- Несколько иное регулирование крипто валюты в Канаде, где ее также считают легальным платежным средством, но идентифицируют как средство обмена товаров / услуг между сторонами, которые соглашаются его использовать. Кроме того, виртуальные активы в Канаде можно продавать, конвертировать в канадские доллары, покупать любое имущество и тому подобное.
- HMRC Великобритании (Управление по налогам и таможенным сборам Ее Величества) также не определяет крипто активы валютой или деньгами, однако само по себе владение и пользование ими законно и не предусматривает обход налоговых обязательств. Владельцы виртуальных активов Королевства могут их хранить, передавать и продавать электронным способом.
Более прогрессивными в определении статуса крипто валюты стали следующие страны:
- Германия — Министерство финансов ФРГ опубликовало документ, в котором приравняло Bitcoin к использованию традиционных методов оплаты, транзакции от простого использования которых (расчета за товары / услуги) освобождаются от НДС.
- США, штат Вайоминг — приняли закон «О цифровых активах» в 2019 году, которым идентифицировали виртуальную валюту как деньги; подобный законопроект приняли в Техасе.
- Новый закон в Сальвадоре регламентирует, что каждый бизнес должен принимать Bitcoin в качестве законного платежного средства за товары / услуги, кроме случаев невозможности предоставить технические условия для проведения соответствующей транзакции.
В общем, по сравнению с другими странами, правовой статус крипто валюты в Украине очень ограничен. Фактически закон предоставил определения термина, но четко не указал, как можно им распоряжаться. Практика иностранных государств показывает тенденцию к расширению статуса и способов использования виртуальных активов, а Украина только на пути к этому. Хотя это и не удивительно, поскольку Закон является рамочным, соответственно в дальнейшем будет детализироваться другими актами
Новый закон урегулировал сферу криптобирж — веб-служб, предоставляющих сервис по обмену цифровых валют на другие активы. Отныне поставлять услуги, связанные с их оборотом смогут только субъекты хозяйствования в форме юридических лиц, в том числе по определённым видам деятельности: хранение и администрирования, обмен, перевод, предоставление посреднических услуг, связанных с виртуальными активами. Для того чтобы стать участником криптобиржи — нужно получить разрешительный документ, выдачу которого регулирует Минцифры. Стоит отметить, что такая админуслуга от контролирующего органа является платной, а цена для резидентов и нерезидентов варьируется в зависимости от выбранного вида деятельности. Например, выдача разрешения на обмен виртуальных активов обойдется в 85000 гривен для резидентов и 425000 гривен для нерезидентов. Государственная пошлина для лицензирования в Эстонии составляет более 3000 евро.
Законодатель ставит определенные требования к заявителю, который хочет получить статус поставщика крипто услуг. В частности владелец/учредитель /бенефициар юрлица должен иметь безупречную деловую репутацию в соответствии с законодательством об отмывании доходов; раскрыть полную структуру бизнеса; уставный капитал должен быть созданным только на основании официальных, подтвержденных доходов и тому подобное. Процедура подачи заявления на получение разрешения несложная: поставщик собирает необходимый пакет документов и подает их в электронной форме через Единый государственный веб-портал или в бумажном виде непосредственно к Минцифры, которое и согласовывает такое заявление. Срок действия разрешения составляет 1 год. Кроме того, при определенных обстоятельствах, его можно аннулировать и переоформить. Любые действия по разрешительных документах заносятся в Государственный реестр поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.
Подобные требования действуют и в Эстонии. Власть тщательно проверяет основателей и руководителей крипто проектов, их документы, подтверждающие опыт, образование, отсутствие судимости.
ЗУ «О виртуальных активах» устанавливает размер уставного капитала для резидентов и нерезидентов в зависимости от вида деятельности. В частности, для поставщика услуг по переводу крипто валюты он составляет 595000 гривен и 2975000 гривен соответственно, в Эстонии же эта сумма равна 12000 евро.
Немного другая процедура, если поставщиком является банковское учреждение, поскольку в таком случае необходимо получать не только разрешение, но и лицензию Нацбанка. Последняя необходима также и для небанковских учреждений, но если они оказывают услуги, связанные с оборотом обеспеченных виртуальных активов (обеспеченных валютными ценностями).
Опыт Эстонии в регулировании виртуальных активов
В одной из самых прогрессивных стран — Эстонии, также была практика выдачи двух разрешительных документов (лицензия на обслуживание виртуальных активов и отдельно для крипто кошелька), однако впоследствии их заменили единой Генеральной лицензией поставщика услуг.
Регулирования коснулось и иностранных крипто бирж, поскольку поставщиком может быть иностранное юридическое лицо по праву иностранного государства, которое осуществляет свою деятельность на условиях и в порядке, определенных Минцифры. Что не скажешь об Эстонии, где юридическое лицо — поставщик должно находиться и работать исключительно в стране лицензирования такой деятельности.
Страны со всего мира по-разному идентифицируют как статус крипто валюты, так и способы ее использования. Некоторые из них видят в таком инструменте возможность повысить уровень экономической жизни, введя в оборот национальные виртуальные активы.
К примеру, Китай планирует полноценное введение цифрового юаня уже к 2022 году, а в Венесуэле запустили национальную крипто валюту Petro, в которой даже переводили новогоднее пособие пенсионерам и госслужащим. Конечно, основная идея такой крипто либерализации идет не от народа, а с верхушки политической власти, целью которой является снижение зависимости от доллара. Другие же государства, напротив, не являются сторонниками виртуальных активов, однако в силу развития этой сферы не могут запретить или сделать незаконным их оборот и использование.
Именно поэтому в рамках сегодняшних тенденций, где каждая страна внедряет свои меры законодательства, возникает вопрос где же лучше лицензировать крипто бизнес. Проконсультируйтесь о возможных вариантах юрисдикций в Finevolution.