shho-kik-ochikuvaty-vid-zakonu-8137-thumbnail

Что КИК ожидать от Закона 8137?

Закон №8137 почти готовый!
Закон, КИК, Налоги

 

Тема регулирования и налогообложения КИК (контролирующих иностранных компаний) все больше привлекает внимание украинских законодателей. И это не удивительно, ведь большая часть украинцев имеет компанию за границей, оставаясь налоговыми резидентами Украины. Закон №8137, который рассматривается ВР (Верховная Рада) с 19.10.2023 по сегодняшний день, привнесет множество интересных изменений в налоговое регулирование КИКов. Далее разберем все по полочкам.

 

КІК вебінара Гайкалова Finevolution Events

 

Что нового для КИК в Законе №8137

 

Разберем детально в парадигме, что было и что изменится:

 

  • Меняются условия признания лица контролирующим

Согласно новому Закону №8137, компания признается контролирующей, если резидент Украины (физическое или юридическое лицо) на 31 декабря соответствующего календарного года:

  • владеет долей в иностранном юридическом лице в размере 50 и более процентов, или
  • владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более 10 процентов, при условии, что несколько физических лиц — резидентов Украины и/или юридических лиц — резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, совокупный размер которых составляет 50 и более процентов, или
  • отдельно или вместе с другими резидентами Украины — связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

 

То есть, как видим, законодатели пытаются уменьшить «планку» для получения статуса КИК, так как этот тонкий момент точно увеличит квоту налоговых поступлений.

 

Также ранее в законе не было детализации о состоянии контроля на 31 декабря каждого года, и все оперировали исключительно правилом «больше 50%».

 

Таким образом, если вы успели выйти из КИК до конца года, вам не нужно отчитываться по такому КИК.

 

  • Сокращены сроки признания фактическим контролером

Согласно новому закону, срок действия генеральной доверенности на право распоряжаться имуществом (приобретение, реализацию) стоимостью более 10% без дополнительного согласования сокращается с 1 года до 183 дней.

То есть, если у вас есть доверенность сроком более полугода, вы считаетесь контролером для такого КИК.

 

  • Штрафы за непредоставление уведомления о КИК в размере 300 прожиточных минимумов отменяются

Однако в этом пункте есть большое уточнение: отменяется именно размер в 300 прожиточных минимумов, а вместо этого законодатели его просто уменьшают до размера 50. Если пересчитать в финансовом эквиваленте, то с 805 тыс. грн уменьшили до 134 тыс. грн.

 

И на добавку — предлагается правило, согласно которому за несвоевременное уведомление о КИК накладывается штраф в размере 1 прожиточного минимума за каждый день просрочки, но не более 25 размеров прожиточного минимума. Сразу аргументируем это финансовым эквивалентом: минимальный прожиточный минимум в 2023 году составляет 2684 грн, следовательно, если просрочили предоставление уведомления на 100 дней, штраф все равно будет максимум 25 минимумов — 67 100 грн.

 

Напоминаем, что о приобретении права собственности и/или контроле над КИК нужно сообщать в течение 60 календарных (не рабочих) дней. Ранее указание срока именно в календарных днях отсутствовало.

 

И еще — штрафные санкции за несвоевременное уведомление о КИК не применяются с 1 января 2022 года по дату вступления в силу этого закона.

 

  • Копии первичных документов отменяются?

Ранее КИК был обязан предоставлять копии первичных документов, даже если у него был финансовый аудиторский отчет о контролируемых иностранных компаниях. В новом законе эта норма изменится, поэтому если предоставить вместе с отчетом КИК аудиторский отчет, обязательство по предоставлению копий документов не возникнет.

 

Однако стоит отметить, что после предоставления отчета по КИК и в случае наличия оснований, налоговая может отправить запрос с требованием предоставления пояснений и документов, а контролер КИК должен предоставить ответ с копиями документов в течение двух месяцев.

 

  • Лимит «2 млн евро» дохода КИК

Ранее в законе максимальная цифра в 2 млн евро относилась к общему совокупному доходу, но в обновленном законопроекте появился новый, уточненный критерий.

 

Согласно обновлениям, под 2 млн евро дохода понимается доход от любой деятельности за отчетный период всех контролируемых иностранных компаний одного контролирующего лица со всех источников, который не превышает эквивалент 2 миллионов евро за отчетный период.

Вы состоите в браке и владеете КИК?

Мы не могли пройти мимо интересного пункта в будущем законе, и да, речь идет о подводном камне под названием «БРАК» 🙂

 

В проекте Закона №8137 определено, что размер долей нескольких контролирующих резидентов Украины в КИК считается равным для целей расчета налога. Это относится к фактическому контролю и совместной собственности, когда одно лицо не признает себя контролирующим лицом.

 

Под формулировкой «совместная собственность» со стороны законодателей очень просто попадают супружеские пары, которые владеют КИК, ведь все по закону — имущество, движимое и недвижимое, приобретенное в браке, делим пополам 🙂

 

Однако, как это трактуется на законодательном уровне, а не со слов наших:

Если несколько резидентов Украины осуществляют фактический контроль над иностранным юридическим лицом, то для целей расчета налога по этой статье считается, что размер их долей в контролируемой иностранной компании является равным, если это не противоречит заключенному между контролерами договору или выданной трастовой декларации от другого резидента Украины, который заявляет о себе как конечном бенефициарном владельце.

Какие изменения ждут КИК в Законопроекте №8137

Отмена принципа «вытянутой руки»

Ранее КИК мог выступать в качестве контролирующего лица для своих участников, что позволяло участникам КИК косвенно контролировать иностранные компании. Новым законом этот принцип «вытянутой руки» будет отменен, что означает, что КИК больше не сможет выступать в роли контролирующего лица для своих участников.

 

Эти изменения в законе о КИК предполагают более строгое и детализированное регулирование и налогообложение КИК в Украине.

 

Дополнительным нововведением Закона №8137 является исключение статьи, которая устанавливает, что доходы и расходы контролируемой иностранной компании по операциям с нерезидентами — связанными лицами, нерезидентами определяются с соблюдением принципа «вытянутой руки».

 

Давайте поясним это простым языком — это нововведение означает, что информацию о контролируемых операциях не нужно будет включать в отчет КИК. Это является большим плюсом, поскольку процедура составления отчета о контролируемых операциях с соответствующим документальным подтверждением и расчетами является гораздо более сложной и требует значительных ресурсов, чем отчет по КИК.

Проверки КИК

И вот дополнительный «подарок» от налоговой службы в отношении проверок КИК. Согласно нововведениям, налоговая может проводить внеплановые документарные проверки физических лиц или бизнеса в случае наличия информации о недекларировании КИК.

 

Как налоговая узнает об этом, спросите вы? Все очень просто. Напоминаем, что вступил в силу закон об Автоматическом обмене информацией (CRS), который поможет украинской налоговой обнаруживать «скрытые КИК» и привлекать их к ответственности. Ниже приведены примеры условий, при которых налоговая может провести внеплановую проверку:

  • Налоговая служба США обменялась информацией по CRS, и украинская налоговая автоматически получает эти данные. Или же украинская налоговая получила информацию по запросу и увидела, что резидент Украины владеет счетом КИК и не предоставил отчет в Украине.
  • Второе условие — КИК не предоставил (или предоставил с опозданием) уведомление о приобретении статуса КИК. И да, мы отвечаем на ваш вопрос о просрочке. Если вы забыли или не знали об обязанности предоставления уведомления в установленный срок Законом, то даже задержка на 1 день может привлечь вас к налоговой проверке.

 

Напоминаем, что срок предоставления уведомления о КИК составляет 60 календарных (не рабочих) дней.

 

Подробнее с положениями и нюансами вы можете ознакомиться в нашей статье о CRS.

 

Однако есть и хорошая новость, по сравнению со всеми остальными — контролирующий орган не имеет права проводить более одной проверки контролирующего лица в течение трех календарных лет.

Изменения в отчете КИК по ЗУ №8137

Согласно обновлениям Закона, отчет КИК будет представляться вместе с декларацией о состоянии имущества за год, следующий за отчетным. Это очень важное уточнение.

 

Так, отчет о КИК за 2023 год будет предоставлен вместе с декларацией о состоянии имущества и доходах за 2024 год, срок предоставления которой до 1 мая 2025 года. То есть лицу предоставлен дополнительный год для заполнения отчета.

 

Также «фишкой» обновленного законопроекта является исключение сокращенного отчета КИК.

В случае необходимости консультации по вопросам подачи КИК-отчета или сообщения о КИК — обращайтесь к нашей команде, которая уже более 5 лет оказывает помощь владельцам КИК. Для получения консультации по пролонгации контактного лица присылайте запрос через форму ниже или пишите в Telegram/Viber, WhatsApp. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9.00 до 19.00.

Автоматический обмен налоговой информацией CRS

Отчетность КИК 2023-2024

Спасибо ;)! Ваше сообщение отправлено.
Мы ответим на Ваш запрос в ближайшее время
astronaut astronaut's hand